Поезд Победы

Поезд Победы. Липецк

Маршрут «Поезд Победы», в рамках акции, поддержанной Фондом Президентских грантов. Лекторий 12

Липецк

Здесь же началась запись добровольцев. Рабочий Липецкого железного рудника Николай Крапивин в своем заявлении в горвоенкомат пишет: «22 июня, в пять часов вечера, на Липецком железном руднике состоялся митинг, на котором я дал слово пойти добровольцем в РККА. Прошу дать мне возможность сдержать свое слово».
Как вспоминает липчанка Анна Шилова, в девичестве Стеганцева, известие о войне она встретила в Москве, где работала бухгалтером на базе Мосгортопа. Через несколько дней получила письмо от матери: «Возвращайся в Липецк, будем умирать вместе». Уже в июле 1941-го 18-летняя Анна получила повестку из военкомата. Из 70-тысячного Липецка и его пригородных сел на фронт уйдет 45921 человек, 15487 из них окажутся в списках погибших и пропавших без вести.

За мужество и героизм, проявленные при защите Отечества, свыше 15 тысяч липчан будут отмечены боевыми наградами. Двадцать один воин удостоен звания Героя Советского Союза.

«Обязанности жителей города Липецка»


Уже 23 июня исполком горсовета на экстренном совещании принимает решение о постройке бомбоубежищ силами липчан 24-25 июня: «Для обеспечения жителей Липецка от налетов фашисткой авиации построить убежища на предприятиях в районе завода «Свободный Сокол» и на левом берегу реки Воронеж по особому плану, в городе Липецке убежища-щели закрытого типа на 500 человек и открытого типа на 10 тысяч человек». На работы было выведено все трудоспособное население города от 16 до 60 лет.

Первым месяцам войны посвящен целый том решений исполкома Липецкого горсовета, хранящийся в архивном управлении администрации города Липецка. Город перестраивается на военный лад. Особое внимание было посвящено противовоздушной и противопожарной обороне Липецка. Городские власти обязывают население заменить на чердаках засыпку. Вместо легковоспламеняющихся лузги и торфа утеплением крыш служат огнестойкие песок, шлак и земля. Вокруг домов сносятся деревянные заборы и сараи. Противопожарные звенья дежурят на всех высотных зданиях Липецка.

Горисполком вводит «Обязанности жителей города Липецка»: «Каждый житель города Липецка обязан четко выполнять правила светомаскировки своей комнаты, квартиры, рабочего места. Знать способы тушения зажигательных авиационных бомб и уметь тушить пожары всеми имеющимися средствами. Знать сигналы противовоздушной обороны и правила поведения при воздушной тревоге». Все жители от 16 до 60 лет должны знать правила противовоздушной обороны, а дети от 8 до 14 лет пользоваться средствами защиты.

Во время бомбежек Липецка погибли 328 мирных жителей города и близлежащих деревень. Основные удары приходились по району Сокольского завода и липецкого аэродрома, где базировались авиаподразделения, стерегущие небо Москвы.


Липчан мобилизуют и на возведение оборонных сооружений: вокруг города устанавливаются противотанковые ежи, роются противотанковые рвы и окопы. Только в 1941-м году жители Липецка отработали 150 тыс. человеко-дней. «Липецкая коммуна» в январе 1941 года пишет: «За дезертирство с трудового фронта на днях ревтрибунал рассмотрел дело Склядневой М. А., которая без какой-либо уважительной причины не являлась на строительство оборонных городских сооружений в течение трех недель. За дезертирство с трудового фронта ревтрибунал приговорил Склядневу к двум годам лишения свободы».


«Огненные маршруты»


Осенью 1941-го Липецк становится прифронтовым городом. До окопов не более 60 км. Но из-за нехватки транспорта и лошадей подвоз боеприпасов к фронту ограничен. В Липецке начинают действовать «огненные маршруты» — женщины на руках переносят боеприпасы от железнодорожных станций до окопов. Осенью и зимой 1941-го организуют 43 таких маршрута.

Снаряды носили звеньями по 10 человек. Рано утром звеньевые выходили поодиночке на маршрут. Каждая участница преодолевала со своим грузом расстояние примерно 15-20 км, передавала ношу и возвращалась назад. Вахта длилась 10 дней, потом звеньевых сменяли. Приближаться друг к другу ближе чем на 30 метров категорически запрещалось — очень велика была опасность взрыва.

Из воспоминаний участницы «огненных рейсов» Марии Федоровны Виньковой: «Первый рейс был страшным. Мы боялись, что снаряды могут взорваться. А потом привыкли и шли без слез на глазах. Снаряды, уложенные в сумки, несли «наперевес» — один спереди, второй за спиной. Когда одно плечо занемеет, мы осторожно перекладывали ношу на другое. Сначала ходили так, как нам говорили. Но очень скучной была дорога, поэтому отойдя от «железки», мы группировались по 2-3 подружки и в разговорах быстрее проходило время».

Зима 1941-го была очень холодной и снежной. Женщинам приходилось идти до линии фронта по колено в снегу. После освобождения Ельца в декабре 1941-го «огненные маршруты» были закончены.

«Хочешь врага победить в войне — план выполняй вдвойне и втройне!»


В июне 1941-го промышленные предприятия Липецка за считанные дни переходят на выполнение военных заказов и круглосуточный режим работы. Ежедневно в Липецке производят до трех тысяч мин и гранат. Постановлением городского комитета партии от 24 декабря 1941 года установлен ежесуточный план: Новолипецкому, чугунолитейному, радиаторному заводу — 500 штук гранат, «Свободному Соколу» — 400, заводу № 61 («Станкострой» — ныне Липецкий тракторный завод.) ремонтно-тракторному и рудникам — 300 и спиртзаводу — 200.


Согласно газете «Липецкая коммуна», перевыполнение плана возводится в норму. Лозунгом на производстве становится фраза: «Хочешь врага победить в войне — план выполняй вдвойне и втройне!».

Из воспоминаний старейшего работника завода «Свободный Сокол» Игната Тимофеевича Монастырского: «Многие из нас по многу недель не уходили из цехов. Бывало, отдохнешь часок-другой в конторке мастеров или прямо у станка и снова за работу».

Из-за нехватки рабочих рук на заводы выходят пенсионеры и женщины. Рассказывая о стахановцах, выполняющих по полторы нормы в день, газета «Липецкая коммуна» в 1942 году называет одни женские имена: Молчанова, Руденченко, Андреева, Попова, Корикова, Щербакова, Стрельникова, Триполитова, Коровкина. Исполкомом Липецкого горсовета решает вопрос о развертывании детских садов в условиях военного времени. Здание музыкальной школы отдают под детский сад. А в детском саду № 2 организуют ночную группу.
1 июля 1941-го исполком горсовета принимает решение о сокращении городских расходов. В первую очередь сворачивается финансирование коммунального хозяйства — город экономит на освещении, ливневой канализации, ремонте жилфонда. В 1943 году подача электроэнергии была прекращена во все жилые дома и часть организаций. Под сокращение попадают закупка книг для библиотек, учебников для школ, приобретение медоборудования, лекарств и перевязочных средств для городских больниц, урезается зарплата служащих, учителей и медиков. Городу удается сэкономить и передать в госбюджет порядка 1 млн 374 тыс. рублей.



Помогают липчане фронту и личными средствами. В первые дни войны возникло массовое движение за создание фонда обороны Родины. К 6 декабря 1941 года только жители Липецка вносят в фонд обороны 889 тыс. рублей. Всего липчане сдали более 3,5 млн рублей.

В 1942 году по примеру тамбовских колхозников начинается сбор средств на строительство танков и самолетов. Комсомольцы и молодежь города собирают около 100 тыс. для строительства самолета «Липецкий комсомолец». Самолет был передан липчанину Сергею Литаврину. «Этот ястребок — отличная машина. Даю вам слово, товарищи, воевать на ней так, так подобает гвардейцу,» — напишет в ответ Литаврин. На нем Сергей Литаврин собьет 19 вражеских самолетов — за это в январе 1943-го ему будет присвоено звание Героя Советского Союза.

4 апреля 1944 года в телеграмме на имя Верховного Главнокомандующего секретарь Липецкого горкома партии тов. Авелин сообщает: «Трудящиеся г. Липецка … внесли из своих сбережений … 2 262 215 рублей. Просим Вас построить на эти средства танковую колонну «Липецкий рабочий». Пусть наши танки беспощадно уничтожают немецко-фашистских разбойников, этих гуннов XX века».

Липецкий танкоград


Осенью 1941 года фронт подходит к Липецку. Завод «Станкострой», или завод № 61, как он проходит в документах из-за секретности, частично эвакуируют. Цеха завода в случае оккупации немцами Липецка специальная группа готовит к ликвидации. Однако и в таких условиях завод продолжает работать — здесь начиная с лета 1941 года идет ремонт танков и военных машин. На «Станкострой» идут подбитые танки с Донского, Воронежского, Сталинградского фронтов. Только в первые месяцы войны на заводе № 61 отремонтировано 76 танков. Для удобства липчан к заводу их подвозят на катере, который курсирует по реке Воронеж от правого берега, где раскинулся город, до левого, где был построен завод. Дороги в Липецке во время войны были в таком состоянии, что по ним не было возможности проехать.

Весной 1942 года на базе завода формируется первый танковый корпус под командованием Катукова. «Первые дни на новом месте всегда проходят в больших хлопотах. Устраиваемся, обживаем очередной походный бивак. Устанавливаем связи с местными партийными и советскими организациями. Встречают не только приветливо, но и заинтересованно. Не ждут, когда попросишь, а сами предлагают: у нас есть то-то и то-то, может быть, пригодится для войск. И это при крайне ограниченных возможностях городского хозяйства», — напишет в своих мемуарах «На острие главного удара» командующий Первой танковой армией, дважды Герой Советского Союза Михаил Ефимович Катуков. Танковый корпус, сформированный в Липецке, дойдет до Берлина.

С 1944 года на заводе начинают производить знаменитые Т-34 с 76-миллиметровой и 85-миллиметровой пушками. Моторы и некоторые комплектующие для танков в Липецк приходят с других заводов, в частности из Челябинского и Сталинградского тракторного завода.