Поезд Победы

Поезд Победы. Лиски

Маршрут «Поезд Победы», в рамках акции, поддержанной Фондом Президентских грантов. Лекторий №6 "Лиски"

Лиски — населенный пункт воинской доблести


Сразу же с началом Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов через станцию Лиски на запад пошли транзитные воинские эшелоны, а на восток – составы с эвакуируемым населением, оборудованием и сельхозпродуктами. При этом Лискинский железнодорожный узел, как важнейший объект инфраструктуры и снабжения советских войск, был подвергнут регулярным бомбардировкам гитлеровской авиации.


Бомбежка железнодорожного узла (фотоснимок с немецкого самолета)
Первые десять бомб были сброшены на станцию Лиски в сентябре 1941 года, когда фронт находился в 400-500 километрах от железнодорожного узла. А затем, по мере приближения фронта, на станцию и город в среднем сбрасывалось около 400 авиабомб ежемесячно.
С июля 1942г. по январь 1943г. фронт вплотную подошел к Лискам. Гитлеровцами был занят правый берег Дона, напротив города. Полгода город являлся передовой линией обороны, подвергаясь бомбежкам и обстрелам. Город выстоял и помогал выстоять стране, изготовляя оружие, бронепоезда, снабжая армию продовольствием и снаряжением.
28 июня 1942 года началась стратегическая наступательная операция гитлеровцев «Блау», имеющая первоочередной целью захват Воронежа, как города, стоящего на пути к Сталинграду. И уже 6 июля передовые гитлеровские части гитлеровских вступили в пределы правобережной зоны Лискинского района.


Наступление гитлеровский войск (июнь—июль 1942 года)
7 июля, придавая большое значение Воронежскому направлению, Ставка Верховного Главнокомандования принимает решение о создании Воронежского фронта, основные задачи которого были определены в приказе № 0027 от 18 июля 1942 года: «Враг напрягает бешеные усилия, чтобы прорваться через Дон в глубь нашей страны. Борьба за Дон — такова теперь наша задача. Дон должен стать недоступным для врага. У его берегов мы должны сломать ему становой хребет, заставить врага изойти кровью».
К тому времени, заняв правый берег Дона, части вермахта и Венгерской королевской армии вели ожесточенные в районе города Свобода, стараясь захватить железнодорожный мост через Дон, паромную переправу и станцию Лиски. Начальник Генерального штаба сухопутных войск вермахта Франц Гальдер в своих ежедневных записях отмечал, что 6-й армии «основные силы подвижных соединений… следовало сосредоточить в направлении Свободы».
За месяц сражений обе стороны понесли значительные потери. Сражающиеся на этом участке Воронежского фронта, воины 309-ой стрелковой дивизии -сибиряки-красноярцы проявили всю свою отвагу и мужество, отстояв Лиски. И в первую очередь к ним утром 8 августа 1942 года обращалось Всесоюзное радио, объявляя всей стране о победе советских войск на Среднем Дону
В историю Лискинского края, летом 1942 года вставшего непреодолимой преградой на пути гитлеровский войск, навсегда вписаны два известнейших участка обороны Воронежского фронта — Сторожевской и Щученский и плацдармы, которые были захвачены в августе 1942 года подразделениями 25-ой гвардейской стрелковой дивизии и частями 18-го отдельного стрелкового корпуса, а затем почти полгода надёжно прикрывали с разных сторон железнодорожную станцию Лиски, гнавшую под Сталинград военные грузы.


Памятник на братской могиле и часовня в честь защитников Сторожевского плацдарма в селе Селявное-2

В сражении за Сторожевской плацдарм вечной славой покрыл себя красноармеец 636-го стрелкового полка 160-й стрелковой дивизии Чолпонбай Тулебердиев. Предвосхитив подвиг, впоследствии названный в народе «матросовским», он в районе села Селявное-Второе Лискинского района 6 августа 1942 года закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и тем самым заставил з вражеский замолчать пулемёт на несколько секунд. Этого небольшого отрезка времени хватило товарищам героя для уничтожения пулемётного расчёта и последующего захвата плацдарма.
Посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза, Чолпонбай Тулебердиев был похоронен с воинскими почестями на месте гибели на вершине Лысой горы у села Селявное-Второе Лискинского района, где в послевоенное время воздвигли памятник в честь одного из пяти героев-«матросовцев», совершивших свой подвиг на воронежской земле.
Не сдав врагу летом 1942 года город Свободу с узловой станцией Лиски, советские войска продолжали обороняться на донском рубеже, сковывая силы гитлеровцев, рвущихся к Сталинграду и кавказской нефти. А фашисты, обломавшие зубы о Лискинский железнодорожный узел, осенью 1942-го взялись спешно строить железнодорожную рокаду от Острогожска до Евдаково, прокладывая путь к Сталинграду в обход Лисок.


«Берлинка» — рокадная железная дорога в обход Лисок

Названная гитлеровцами «Берлин-Ростов» и сокращенная в народе до названия «Берлинка», эта рокада вошла в историю Воронежской области под именем «Дорога на крови», ибо жертвами ее строительства стали тысячи советских военнопленных и мирных граждан. У железнодорожного полотна «Берлинки» только по предварительным данным захоронены более 10 тысяч погибших.
А тем временем туда же — к Сталинграду — через станцию Лиски один за другим шли советские эшелоны с войсками и техникой, которые под непрекращающимися бомбежками гитлеровцев вели паровозные бригады специальной паровозной колонна с символическим названием «За Сталинград!», сформированной на Лискинском железнодорожном узле из особого резерва НКПС.
Свидетельством беспримерного мужества и непреклонности лискинских железнодорожников стало событие, не имеющее аналогов в истории иного другого железнодорожного узла страны: в разгар 1943 года сразу трём железнодорожникам-лискинцам – Александру Карповичу Лысенко, Владимиру Николаевичу Жолудеву и Филиппу Дмитриевичу Федосову – были присвоены высокие звания Героев Социалистического Труда.
А в январе 1943 года город Свобода, станция Лиски и Лискинский район оказались в центре Острогожско-Россошанской наступательной операции войск Воронежского фронта, которую планировалось провести совместно с 6-й армией Юго-Западного фронта с целью разгрома противника в районе Острогожска, Каменки и Россоши, овладения железнодорожным участком Лиски — Кантемировка и создания условий для последующего наступления на харьковском и донбасском направлениях.


Послевоенными историками названная «Сталинградом на Верхнем Дону», Острогожско-Россошанская наступательная операция началась 12 января 1943 года с разведки боем, которую предприняли воины 25-ой гвардейской дивизии, двинувшиеся в прорыв со Сторожевского плацдарма и неожиданно для командования успешно вклинившись в оборону противника на глубину до трех с половиной километров.
Командующий фронтом немедленно распорядился развить этот успех, и потому свой главный удар 40-я армия нанесла на сутки раньше планируемого срока — утром 13 января.
А 14 января после мощной артиллерийской подготовки началось наступление со Щученского плацдарма. Сломав сопротивление врага, в бой пошли части 18-го отдельного стрелкового корпуса, дорогу которым прокладывали танковые бригады.
В этот день у железнодорожного разъезда Пухово принял свой последний бой командир роты тяжелых танков «КВ» Отдельного гвардейского танкового полка прорыва, гвардии старший лейтенант 
Пётр Алексеевич Козлов. Совершая танковый рейд в авангарде наступающих войск, экипаж танка «КВ» под его командованием уничтожил 3 вражеских дзота и блиндажа, 8 противотанковых и 2 штурмовых орудия, 2 пулемета и до 180 гитлеровцев, а затем, находясь в подбитом танке, 2 часа отражал атаки врага, пока не пришло подкрепление.
Тяжело раненному и умершему в госпитале от ран, гвардии старшему лейтенанту П.А. Козлову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А на месте его последнего боя сначала появился памятный камень, а в 2007 году на пьедестал въехала самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152, созданная на базе тяжелого танка «КВ», с орудием, указывающим путь победного наступления советских воинов — на запад.
В результате стремительно развивающейся Острогожско – Россошанской операции 16 января 1943 года Лискинский район был полностью освобожден от гитлеровских захватчиков. После чего лискинские железнодорожники обратились к властям о переименовании города Свобода в город Лиски, чтобы название героической железнодорожной станции совпадало с именем города. И со 2 февраля 1943 года согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР город Свобода стал называться Лисками.
Более 450 солдат и офицеров, сложивших свои головы в боях за Лискинскую землю, навсегда упокоились на центральном воинском кладбище № 1 города Лиски. В послевоенное время здесь был установлен скромный обелиск, а в 2001 году возник мемориальный комплекс «Аллея Славы», центром которой стала скульптурная группа двух солдат, склонивших знамя перед Вечным огнем, зажженным в память о воинах, павших на полях сражений Великой Отечественной войны, в том числе и 13 тысячах лискинцев, не вернувшихся с фронта домой.
И там же на Аллее Славы установлены бюсты 16 героев Лискинской земли — 14 Героев Советского Союза, уроженцев Лискинского района, и двух Героев Советского Союза, отдавших свои жизни в боях за Лискинский край: В.М. Винивитина, П.З. Шамардина, В.С. Ливенцева, А.С. Кошелева, Г.Н. Петренко, А.П. Пшеничных, В.Н. Шевцова, В.И. Великого, Д.М. Яблочкина, И.Д. Ермолаева, Ф.К. Рогозина, М.А. Машина, Е.Н. Сизоненко, В.И. Черноротов, Чолпонбай Тулебердиев и П.А. Козлов.
Косвенно еще одним воинским символом города можно считать Знамя Победы, которое своим древком упирается в Лиски – город, откуда был призван на фронт один из самых известных героев Великой Отечественной войны, младший сержант Мелитон Кантария. Раненный в боях с белофиннами, он долечивался в госпитале на лискинской земле, когда осенью 1941 года ему вновь пришлось отправиться на войну — теперь уже с фашистской Германией.
Семь раз раненный, а, значит, чудом уцелевший, Мелитон Кантария прошел с боями до Берлина и заканчивал воевать самым известным в истории Великой Отечественной войны младшим сержантом — разведчиком 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии, который водрузил вместе с сержантом М. А. Егоровым над поверженным рейхстагом победное знамя своей дивизии, после войны занявшее почетное место в Центральном музее Вооруженных сил в Москве, как главный символ Победы. А в наградном листе, которым Мелитон Варламович Кантатрия представлялся к присвоению звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» в графе «место призыва» значилось: «Лискинский РВК Воронежской области».
Почётное звание «Населённый пункт воинской доблести» было присвоено городу Лиски в канун празднования 70летия Великой Победы в 2015 году, что было равнозначно боевой награде, нашедшей солдата в его мирной жизни. А 29 апреля 2016 года в городе Лиски был торжественно открыт памятная стела «Населенный пункт воинской славы» — гранитный монумент высотой более 10 метров, ставший наградой городу и всем жителям Лискинского района не только за личное мужество в ожесточённых полугодовых сражениях на Дону с немецко-фашистскими захватчиками, но и за мощную поддержку Москвы и осаждённого Сталинграда, за вклад в разгром гитлеровцев на Курской дуге и окончательную победу над врагом, одержанную в мае 1945 года.