Партизанская деревня

Танки РККА начала войны

анки Красной Армии начала Великой Отечественной войны

Лёгкий советский танк Т-70

Советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в октябре - ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-70 продолжалось до октября 1943 года, когда, по результатам боевых действий лета этого года и большой надобности РККА в самоходно-артиллерийских установках СУ-76 на его базе, было принято решение о прекращении его серийного выпуска. Всего был выпущен 8231 танк этого типа.
Преимуществом легкого танка должна быть подвижность, но здесь Т-70 ничем не выделялся на общем фоне. Пара бензиновых моторов позволяла 9,8-тонной машине развить скорость в 40 км\ч на шоссе. При отсутствии дорог этот показатель падал вдвое. Зато динамика разгона была не в пример выше, что спасало во многих ситуациях.
Экипажи скептически относились к новой машине, дав ей прозвище БМ-2 (Братская могила на двоих). Тем не менее, хватало и положительных эпизодов. Известный критик Т-60 и Т-70, командующий 1-м танковым корпусом М.Е. Катуков, в своих мемуарах описывает следующий случай:
«И теперь в роковой час немецкого прорыва выручили нас танки - «малютки». Когда фашистская пехота вклинилась в нашу оборону на полкилометра, если не больше, я бросил в бой последний резерв. К счастью, рожь в ту пору поднялась чуть ли не в рост человека, и это помогло «малюткам», укрываясь во ржи, выйти в тыл гитлеровцам, просочившимся в наши боевые порядки. Т-70 с короткого расстояния шквальным огнем обрушились на немецкую пехоту. Прошло несколько минут, и цепи наступающих фрицев были отброшены.»
Естественно, с первых дней войны Т-70 не рассматривался как противотанковое средство. И дело здесь не только в недостатке огневой мощи, сколько в низкой защищенности. Зато, в борьбе с пехотой противника легкий Т-70 был очень полезным. Так, при столкновениях в августе 1943 года у деревни Понизовье, Т-70 28-й гвардейской танковой бригады записали на свой счет 300 пехотинцев, 6 орудийных расчетов и несколько автомобилей.
Последним масштабным сражением с участием Т-70 стала Курская битва. К 4 июля 1943 года в составе Центрального фронта было 369 танков Т-70. Из них 261 машина была задействована в бою у Прохоровки. Характеристики легкого танка были несопоставимы с противником. Так, в одном лишь 29-м танковом корпусе после боя было потеряно 35 танков Т-70.
Т-70 на фоне подбитого Pz.Kpfw IV. Несмотря на явную недостаточность защищенности и огневой мощи, Т-70 мог быть и против бронетехники - при удачных условиях
Курская битва продемонстрировала бесполезность легких машин в столкновении с танками противника. Уже в октябре 1943 года машину сняли с производства, а имеющиеся в войсках танки стали заменять более совершенными образцами. Т-70 передавали в учебные части или переделывали в САУ СУ-76. Тем не менее, «малютки» воевали до победных дней мая 1945 года. А их преимущества в городской застройке, которые придавала компактность и мобильность, делали Т-70 полезней многих именитых «коллег». До октября 1943 года было выпущено более 8 тысяч Т-70, что делает эту машину самым массовым танков Великой Отечественной – после Т-34.

Малый плавающий танк Т-38

Первый опытный танк был построен летом 1935 г. и проходил заводские испытания с 3 по 17 июля. По их итогам танк практически ничем не отличался от Т-37А и вопрос о его дальнейшей судьбе оставался открытым. Как это ни странно, ситуацию «спасли» конкурирующие фирмы.
Представленные на испытания танки конструкции П. Шитикова и ТМ от «ГАЗа» оказались ещё хуже. Танк Астрова попал в безусловные фавориты.
В итоге была проведена вроде бы модернизация Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. «Вроде бы» — потому что на выходе был другой танк.
Машина была принята на вооружение БТ РККА в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Всего промышленностью было выпущено 1 382 танка Т-38.
Сборка «нового» Т-38 шла параллельно со «старым» Т-37А. Это было сделано совершенно не случайно. Вроде бы была проведена соответствующая рекламная кампания, героем которой был Т-38, который преподносили как «новый, не имеющий аналогов…»
Однако по факту вылезло множество недостатков и дефектов. Удивительно много для машины, которая была «работой над ошибками».
Прежде всего, плавающий танк Т-38 оказался… не очень плавающим. Вообще он плавал, но с кучей оговорок и ограничений.
На фото видно, что до решетки моторного отсека от воды не так уж и далеко.
При движении по воде запрещалось совершать резкие маневры на максимальных оборотах винта или включать реверс. В такой ситуации танк «клевал» носом и… тонул! Резко давать руля на максимум влево или вправо тоже было нежелательно. Результат мог быть как при включении реверса.
Как средство десантирования Т-38 тоже был не очень хорош. Если честно – он был вообще никакой! При форсировании водных преград на винте, два пехотинца являлись неподъемной тяжестью для машинки.
При движении по пересеченной или болотистой местности мощности автомобильного двигателя явно не хватало, двигатели перегревались и выходили из строя.
Критиковали совершенно не изменившееся бронирование и вооружение, которые явно не соответствовали современным представлениям.
«До кучи» еще и цена на танк изрядно выросла. Здесь, конечно, не те времена, чтобы воровать, сами понимаете. Но что-то с Т-38 явно пошло не так. Он явно получился хуже, чем предшественник, Т-37А.
Все это привело к тому, что весной 1937 г. выпуск Т-38 был временно прекращен. Однако снова продолжен в 1939 году, когда АБТУ разрешило заводу №37 завершить постройку танков из имеющегося задела деталей.
Танк Т-38 предназначался для оснащения разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. В общем точно так же, как и его предшественник, Т-37А. Зачастую танки состояли на вооружении отдельных частей одновременно. Что было неудивительно, учитывая их унификацию.
Боевая масса – 3,3 т;
Экипаж – 2 человека;
Количество выпущенных – 1340 штук.
Размеры
Длина корпуса – 3780 мм;
Ширина корпуса – 2330 мм;
Высота – 1630 мм;
Клиренс – 300 мм.
Вооружение Т-38 осталось прежним — 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Башня конструктивно была той же, что и у Т-37А.
Основные модификации танка Т-38:
Т-38 — малый плавающий танк (1936, 1937, 1939 гг.);
СУ-45 — самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.);
Т-38РТ — танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.);
ОТ-38 — химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.);
Т-38-ТТ — телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.).
Также были попытки улучшения Т-38 в виде модификаций Т-38М1 и М2 за счет установки двигателя ГАЗ-М1 (50 л.с.) и увеличения водоизмещения, но они остались единичными экземплярами.
В принципе, Т-38 участвовал во всех сражениях, что и Т-37А.
Первой кампанией стала польская в 1939 г. В основном танки вели разведку, но 20-22 сентября плавающие танки были задействованы в боях под городом Холм. Потери составили всего три Т-38, но общие отзывы о Т-38 были весьма критичны. Отмечалась низкая скорость и легко ломающаяся ходовая часть и трансмиссия.
В советско-финской войне в составе действующих армий насчитывалось 435 плавающих танков всех модификаций, что составляло 18,5% от общего количества. В большинстве случаев Т-38 применялись для охраны штабов, связи и сопровождения колонн техники, но время от времени им доводилось участвовать в прямых столкновениях с финскими войсками.
Однако танк стремительно сыграл в «устаревшие», что в принципе, не было преувеличением. На 15 сентября 1940 г. среднего и капитального ремонта требовало около 40% танков Т-38, но из-за отсутствия запасных частей и откровенного нежелания вновь вводить в строй устаревшую технику их предпочитали держать на складах или в учебных подразделениях.
Как это ни забавно звучит, но Т-38 практически не имеет аналогов в танковом мире того времени по причине отсутствия в тот период в других странах плавающих танков.
Были попытки создания такой машины во многих странах, но результаты были еще более печальны, чем у нас. У нас плохо, но плавал, у немцев, французов и поляков образцы только ныряли. Однократно.
Если же сравнивать Т-38 с довольно многочисленными неплавающими лёгкими танками, можно смело сказать, что это обычная средненькая такая пулеметная танкетка. Во многих странах копировали «Карден-Лойд», поэтому все было более-менее похоже.
Но ценность танков Т-37А и Т-38 (который мы смело можем назвать Т-37Б, например) не в том.
Эти машины позволили проверить на опыте саму идею усиления боевой мощи воздушных и водных десантов.
Легко вооружённые вследствие специфики применения десантные войска при захвате и удержании позиций всегда нуждались в мобильных бронированных средствах огневой поддержки.
Именно Т-37А и Т-38 несмотря на все их недостатки, были первыми машинами, которые можно было вполне успешно использовать в этой роли. Они могли плавать и могли перемещаться по воздуху с помощью самолёта-перевозчика ТБ-3. Бронированный самоходный пулемет для десанта.
Т-37А и Т-38 дали возможность советским конструкторам «набить руку», что выразилось в создании таких машин, как ПТ-76, БМД-1, БМД-2 и далее по списку.