анки Красной Армии начала Великой Отечественной войны
Лёгкий советский танк Т-70
Советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в октябре - ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-70 продолжалось до октября 1943 года, когда, по результатам боевых действий лета этого года и большой надобности РККА в самоходно-артиллерийских установках СУ-76 на его базе, было принято решение о прекращении его серийного выпуска. Всего был выпущен 8231 танк этого типа.
![](https://static.tildacdn.com/tild6439-6336-4936-a134-613466643630/10435485_original.jpg)
Преимуществом легкого танка должна быть подвижность, но здесь Т-70 ничем не выделялся на общем фоне. Пара бензиновых моторов позволяла 9,8-тонной машине развить скорость в 40 км\ч на шоссе. При отсутствии дорог этот показатель падал вдвое. Зато динамика разгона была не в пример выше, что спасало во многих ситуациях.
Экипажи скептически относились к новой машине, дав ей прозвище БМ-2 (Братская могила на двоих). Тем не менее, хватало и положительных эпизодов. Известный критик Т-60 и Т-70, командующий 1-м танковым корпусом М.Е. Катуков, в своих мемуарах описывает следующий случай:
«И теперь в роковой час немецкого прорыва выручили нас танки - «малютки». Когда фашистская пехота вклинилась в нашу оборону на полкилометра, если не больше, я бросил в бой последний резерв. К счастью, рожь в ту пору поднялась чуть ли не в рост человека, и это помогло «малюткам», укрываясь во ржи, выйти в тыл гитлеровцам, просочившимся в наши боевые порядки. Т-70 с короткого расстояния шквальным огнем обрушились на немецкую пехоту. Прошло несколько минут, и цепи наступающих фрицев были отброшены.»
Естественно, с первых дней войны Т-70 не рассматривался как противотанковое средство. И дело здесь не только в недостатке огневой мощи, сколько в низкой защищенности. Зато, в борьбе с пехотой противника легкий Т-70 был очень полезным. Так, при столкновениях в августе 1943 года у деревни Понизовье, Т-70 28-й гвардейской танковой бригады записали на свой счет 300 пехотинцев, 6 орудийных расчетов и несколько автомобилей.
Последним масштабным сражением с участием Т-70 стала Курская битва. К 4 июля 1943 года в составе Центрального фронта было 369 танков Т-70. Из них 261 машина была задействована в бою у Прохоровки. Характеристики легкого танка были несопоставимы с противником. Так, в одном лишь 29-м танковом корпусе после боя было потеряно 35 танков Т-70.
![](https://static.tildacdn.com/tild6335-6239-4237-b131-373038316663/770.jpg)
Т-70 на фоне подбитого Pz.Kpfw IV. Несмотря на явную недостаточность защищенности и огневой мощи, Т-70 мог быть и против бронетехники - при удачных условиях
Курская битва продемонстрировала бесполезность легких машин в столкновении с танками противника. Уже в октябре 1943 года машину сняли с производства, а имеющиеся в войсках танки стали заменять более совершенными образцами. Т-70 передавали в учебные части или переделывали в САУ СУ-76. Тем не менее, «малютки» воевали до победных дней мая 1945 года. А их преимущества в городской застройке, которые придавала компактность и мобильность, делали Т-70 полезней многих именитых «коллег». До октября 1943 года было выпущено более 8 тысяч Т-70, что делает эту машину самым массовым танков Великой Отечественной – после Т-34.
Малый плавающий танк Т-38
Первый опытный танк был построен летом 1935 г. и проходил заводские испытания с 3 по 17 июля. По их итогам танк практически ничем не отличался от Т-37А и вопрос о его дальнейшей судьбе оставался открытым. Как это ни странно, ситуацию «спасли» конкурирующие фирмы.
Представленные на испытания танки конструкции П. Шитикова и ТМ от «ГАЗа» оказались ещё хуже. Танк Астрова попал в безусловные фавориты.
В итоге была проведена вроде бы модернизация Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. «Вроде бы» — потому что на выходе был другой танк.
Машина была принята на вооружение БТ РККА в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Всего промышленностью было выпущено 1 382 танка Т-38.
Сборка «нового» Т-38 шла параллельно со «старым» Т-37А. Это было сделано совершенно не случайно. Вроде бы была проведена соответствующая рекламная кампания, героем которой был Т-38, который преподносили как «новый, не имеющий аналогов…»
Однако по факту вылезло множество недостатков и дефектов. Удивительно много для машины, которая была «работой над ошибками».
Прежде всего, плавающий танк Т-38 оказался… не очень плавающим. Вообще он плавал, но с кучей оговорок и ограничений.
![](https://static.tildacdn.com/tild3831-3865-4034-b437-633537343436/1537868793_229.jpg)
На фото видно, что до решетки моторного отсека от воды не так уж и далеко.
При движении по воде запрещалось совершать резкие маневры на максимальных оборотах винта или включать реверс. В такой ситуации танк «клевал» носом и… тонул! Резко давать руля на максимум влево или вправо тоже было нежелательно. Результат мог быть как при включении реверса.
Как средство десантирования Т-38 тоже был не очень хорош. Если честно – он был вообще никакой! При форсировании водных преград на винте, два пехотинца являлись неподъемной тяжестью для машинки.
![](https://static.tildacdn.com/ffb6456b-781b-40e8-9517-ffb5225e8bcd/imgfish.jpg)
При движении по пересеченной или болотистой местности мощности автомобильного двигателя явно не хватало, двигатели перегревались и выходили из строя.
Критиковали совершенно не изменившееся бронирование и вооружение, которые явно не соответствовали современным представлениям.
«До кучи» еще и цена на танк изрядно выросла. Здесь, конечно, не те времена, чтобы воровать, сами понимаете. Но что-то с Т-38 явно пошло не так. Он явно получился хуже, чем предшественник, Т-37А.
Все это привело к тому, что весной 1937 г. выпуск Т-38 был временно прекращен. Однако снова продолжен в 1939 году, когда АБТУ разрешило заводу №37 завершить постройку танков из имеющегося задела деталей.
Танк Т-38 предназначался для оснащения разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. В общем точно так же, как и его предшественник, Т-37А. Зачастую танки состояли на вооружении отдельных частей одновременно. Что было неудивительно, учитывая их унификацию.
Боевая масса – 3,3 т;
Экипаж – 2 человека;
Количество выпущенных – 1340 штук.
Размеры
Длина корпуса – 3780 мм;
Ширина корпуса – 2330 мм;
Высота – 1630 мм;
Клиренс – 300 мм.
Вооружение Т-38 осталось прежним — 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Башня конструктивно была той же, что и у Т-37А.
Основные модификации танка Т-38:
Т-38 — малый плавающий танк (1936, 1937, 1939 гг.);
СУ-45 — самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.);
Т-38РТ — танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.);
ОТ-38 — химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.);
Т-38-ТТ — телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.).
Также были попытки улучшения Т-38 в виде модификаций Т-38М1 и М2 за счет установки двигателя ГАЗ-М1 (50 л.с.) и увеличения водоизмещения, но они остались единичными экземплярами.
В принципе, Т-38 участвовал во всех сражениях, что и Т-37А.
Первой кампанией стала польская в 1939 г. В основном танки вели разведку, но 20-22 сентября плавающие танки были задействованы в боях под городом Холм. Потери составили всего три Т-38, но общие отзывы о Т-38 были весьма критичны. Отмечалась низкая скорость и легко ломающаяся ходовая часть и трансмиссия.
В советско-финской войне в составе действующих армий насчитывалось 435 плавающих танков всех модификаций, что составляло 18,5% от общего количества. В большинстве случаев Т-38 применялись для охраны штабов, связи и сопровождения колонн техники, но время от времени им доводилось участвовать в прямых столкновениях с финскими войсками.
Однако танк стремительно сыграл в «устаревшие», что в принципе, не было преувеличением. На 15 сентября 1940 г. среднего и капитального ремонта требовало около 40% танков Т-38, но из-за отсутствия запасных частей и откровенного нежелания вновь вводить в строй устаревшую технику их предпочитали держать на складах или в учебных подразделениях.
Как это ни забавно звучит, но Т-38 практически не имеет аналогов в танковом мире того времени по причине отсутствия в тот период в других странах плавающих танков.
Были попытки создания такой машины во многих странах, но результаты были еще более печальны, чем у нас. У нас плохо, но плавал, у немцев, французов и поляков образцы только ныряли. Однократно.
Если же сравнивать Т-38 с довольно многочисленными неплавающими лёгкими танками, можно смело сказать, что это обычная средненькая такая пулеметная танкетка. Во многих странах копировали «Карден-Лойд», поэтому все было более-менее похоже.
Но ценность танков Т-37А и Т-38 (который мы смело можем назвать Т-37Б, например) не в том.
Эти машины позволили проверить на опыте саму идею усиления боевой мощи воздушных и водных десантов.
Легко вооружённые вследствие специфики применения десантные войска при захвате и удержании позиций всегда нуждались в мобильных бронированных средствах огневой поддержки.
Именно Т-37А и Т-38 несмотря на все их недостатки, были первыми машинами, которые можно было вполне успешно использовать в этой роли. Они могли плавать и могли перемещаться по воздуху с помощью самолёта-перевозчика ТБ-3. Бронированный самоходный пулемет для десанта.
Т-37А и Т-38 дали возможность советским конструкторам «набить руку», что выразилось в создании таких машин, как ПТ-76, БМД-1, БМД-2 и далее по списку.
![](https://static.tildacdn.com/tild6233-3737-4463-b266-396262333034/1537868879_7a5a8659.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/ffb6456b-781b-40e8-9517-ffb5225e8bcd/imgfish.jpg)