Поезд Победы

Поезд Победы. Ртищево

Маршрут «Поезд Победы», в рамках акции, поддержанной Фондом Президентских грантов. Лекторий 9 "Ртищево"

Ртищево



Вокзал Ртищево 1924 год

Народное ополчение


9 июля 1941 года бюро Саратовского областного комитета партии приняло постановление о формировании на территории области народного ополчения. Этим постановлением предусматривалось, в частности, создание в Ртищеве полка народного ополчения. В конце июля — начале августа формирование частей и подразделений народного ополчения в основном закончилось. Ртищевский полк являлся типичным формированием милицейского типа, без единой организационно-штатной структуры. Он состоял из 3,5 тысяч человек личного состава, сведённых в 53 отряда[1]. В его состав входили и женщины, и ветераны гражданской войны. Бойцы народного ополчения проходили военную и политическую подготовку.
В городе работала школа противовоздушной и противохимической обороны. Ртищевская школа ПВХО была одной из десяти в Саратовской области. Здесь готовили инструкторов для обучения населения приёмам самозащиты. Жители города овладевали приёмами герметизации жилых домов и производственных помещений от действий отравляющих веществ, учились пользоваться противогазом, оказывать пострадавшим первую помощь, бороться с пожарами. С разгромом немецко-фашистских войск под Сталинградом, а затем на Курской дуге практическая надобность в народном ополчении отпала. Поэтому 13 октября 1943 года Саратовский обком партии дал указание о расформировании частей народного ополчения.

100-й отдельный батальон ВНОС



Мемориальная доска, посвящённая 100-му отдельному батальону ВНОС на площади Дворца культуры (2010; утрачена)

100-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи был сформирован на территории Ртищевского района по распоряжению Государственного Комитета Обороны в начале ноября 1941 года. Батальон базировался на территории города и района до конца ноября 1943 года.
33-й ОДБП
26 ноября 1941 года в городе Ртищево началось формирование 33-го отдельного дивизиона бронепоездов. Личный состав поступал из 1-го запасного полка бронепоездов, Ртищевского пересыльного пункта и из Москвы. Материальная часть строилась в депо Ртищево и Балашов, и была в основном закончена к 28 февраля 1942 года. В депо Ртищево был изготовлен бронепоезд № 2 «Истребитель немецких захватчиков».

243-й ОЗАД


27 апреля 1942 года на противовоздушную оборону ртищевского железнодорожного узла был поставлен 243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. На крыше железнодорожного вокзала бойцами артдивизиона были установлены зенитные пулемёты; зенитные орудия были установлены в городе и его окрестностях.
В конце июня и в течение июля — августа 1942 года противник предпринял ряд налётов на Саратов и на периферийные города, железнодорожные станции, пристани и корабли, в том числе 8 и 9 июля на Ртищево и прилегающие Кистендейский, Аркадакский и Салтыковский районы. В 1943 году, когда фронт отодвинулся на запад и город стал недосягаем для бомбардировочной авиации противника, дивизион был передислоцирован.


38-я гвардейская стрелковая дивизия


С 11 октября по 22 ноября 1942 года 38-я гвардейская стрелковая дивизия дислоцировалась в городе Ртищево, где пополнялась личным составом, после чего направилась по железной дороге на станцию Калач.
Снайперская школа
В октябре 1942 года в Ртищево была сформирована 6-я окружная школа отличных стрелков снайперской подготовки при Приволжском военном округе (ПРИВО). Командовал ротой старший лейтенант Тринкин. В первой половине октября 1943 года рота в полном составе была направлена на станцию Инза Ульяновской области в 53-й учебный стрелковый полк 11-й учебной стрелковой бригады ПРИВО.
Одним из курсантов снайперской школы был будущий генерал-майор Владимир Борисович Багнюк (1925—2007).


Ртищевский и близлежащие районы на лётной карте Европейской части СССР генштаба Люфтваффе (1941 год)

Ртищевский и близлежащие районы на лётной карте Европейской части СССР генштаба Люфтваффе (1941 год)
Помимо противовоздушной обороны, для охраны ртищевского железнодорожного узла и его предприятий была предпринята необычная мера: строительство ложных объектов. За несколько недель в стороне от Ртищево, Благодатки и разъезда Дубасовского на полях в направлении Ивано-Куликов и Кургана возвели насыпь, вдоль полотна установили семафоры. На строительство строго засекреченных оборонительных сооружений привлекли рабочих и служащих узла, колхозники предоставили гужевой транспорт. По сигналам служб воздушного наблюдения из Тамбова, Поворино или Саратова о вылете немецких бомбардировщиков в сторону Ртищево, ответственный работник отделения дороги А. И. Богатырёв давал команду выключить единый рубильник для узла и города, которые погружались во тьму. Одновременно зажигались огни на ложных объектах, которые и подвергались бомбардировкам. Благодаря этому Ртищево и узел понесли минимальный ущерб от налётов вражеской авиации.



Роль ртищевского узла в годы ВОВ


В годы Великой Отечественной войны ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую связующую функцию тыла с фронтом. Особенно напряжённым выдался 1942 год, когда Ртищевское отделение Юго-Восточной железной дороги стало основным каналом снабжения Сталинградского и Воронежского фронтов. Участки Ртищевского отделения дороги находились в непосредственной близости к Сталинградскому фронту. Ртищево — Балашов — Поворино и Ртищево — Саратов — Урбах — Верхний Баскунчак — Ахтуба — таковы в то время были маршруты продвижения срочных поездов к линии фронта. Кроме того, ртищевские машинисты водили воинские эшелоны в Подмосковье, к Воронежу, на станции Филоново, Арчеда и Качалино Сталинградского фронта.
Важность ртищевского железнодорожного узла понимало и немецкое командование. Его уничтожение значилось в оперативных планах Верховного командования вермахта. В одной из записных книжек генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса была обнаружена запись:
Считаю ошибкой немецкого командования, что своевременно, в начале войны, не был выведен из строя ртищевский железнодорожный узел, имеющий большое стратегическое значение.

Фонд обороны


С первых дней войны в СССР развернулось всенародное движение по созданию фонда обороны. Граждане отчисляли в этот фонд часть заработка, вносили облигации государственных займов, сдавали личные сбережения, обувь, одежду, продовольствие, устраивали массовые субботники, воскресники. В ноябре 1941 года в стране начался сбор средств на строительство боевой техники и вооружения для Красной Армии.
В Ртищевском районе этот почин возглавил колхозник сельхозартели «Путь Ленина» Фома Леонтьевич Балицкий. Он внёс в фонд обороны на покупку самолёта 60тысяч рублей. Вслед за Балицким в фонд обороны более 50 тысяч рублей передал пчеловод колхоза им. М. Горького Т. Ф. Кабардин, 40 тысяч — председатель того же хозяйства М. А. Журавлёв, 30 тысяч — председатель колхоза «Новый свет» М. С. Ключников, председатели колхозов К. А. Журавлёв, П. А. Колесников, А. Н. Картузов, И. П. Фомин — по 25 тысяч, тракторист Глазков и бригадиры тракторных бригад И. П. Лукин, Н. А. Кочергин, К. С. Жуков, колхозница А. В. Хомягина, председатели колхозов Панкратов и Н. А. Тарасов передали по 15 тысяч, 24 колхозника внесли по 10 тысяч и более 29 человек — до 7 тысяч рублей.
В адрес зачинателя движения поступила правительственная телеграмма:
«Колхоз «Путь Ленина» Ртищевского района Саратовской области. Балицкому. Спасибо Вам, Фома Леонтьевич, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии.» И. Сталин

На собрании районного актива 27 декабря 1942 года его участниками было внесено в фонд обороны ещё 580 тысяч рублей. Кроме того, многие хозяйства перечисляли крупные суммы из собственных общественных фондов. Так, колхозы Александровского сельского Совета внесли 500 тысяч рублей, колхоз им. М. Горького — 220, колхоз им. Н. Крупской — 250, колхоз «Власть труда» — 180 тысяч рублей. К концу декабря 1942 года от сельских тружеников Ртищевского района поступило на строительство самолётов и танков 1 млн. 729 тыс. рублей.
Весомый вклад в общее дело внесли труженики Ртищевской МТС. В адрес её директора Перепёлкина также поступила правительственная телеграмма:
«Прошу передать рабочим, работницам, специалистам и служащим Ртищевской МТС, собравшим средства на строительство боевых самолётов, мой братский привет и благодарность Красной Армии. Желание коллектива будет исполнено.» И. Сталин

Телеграммы Верховного Главнокомандующего получили также начальник политотдела Владыкинской МТС Пасиченко, бригадиры тракторных бригад Жуков, Шлючков, Вопилин, Дубровский, колхозники Кабардин, Колесников, трактористы Серов, Наумова, Савельев, комбайнёр Альшанский, рабочие-стахановцы Смирнов и Зозуля.
На средства жителей Ртищевского района только в 1942 году было построено 15 боевых самолётов. Учащиеся Железнодорожного училища № 3 принимали участие в сборе средств на постройку танковой колонны «Тамбовский колхозник». В свободное от учёбы время они проводили ударники, работая кочегарами паровозов, слесарями, поршневиками, экипажниками, перечисляя весь заработок в фонд строительства.
Активно включились в сбор средств в фонд обороны рабочие и служащие города и железнодорожного узла. Многие отчисляли по 2—3 месячных заработка. Всего за годы войны от ртищевцев поступило средств на боевую технику 3 млн. 243,9 тысячи рублей.
Кистендейский район
Жители Кистендейского района приняли активное участие в сборе средств в фонд постройки танковой колонны «Имени В. И. Чапаева», который был организован в ноябре 1941 года по инициативе Волжского чугунолитейного завода. Так, например, колхозники колхозов «15 лет ОГПУ» и «Серп и Молот» Сланцовского сельсовета перечислили на это мероприятие 625 рублей, учителя Краснозвездинской школы — четверть месячной зарплаты (в общей сложности 1358 рублей), коллектив Краснозвездинской МТС — 1292 рубля. Общая сумма средств, поступивших на 20 декабря 1941 года в районное отделение банка на строительство танков, составила 14 885 рублей. Сбор средств продолжился в 1942 году, в частности, от трудящихся Лопатинского сельсовета поступило 1157 рублей.
В марте 1942 года в ответ на Всесоюзный призыв учителей Куйбышевской области о сборе средств на танковую колонну «Народный учитель», первыми в Кистендейском районе откликнулись учащиеся Краснозвездинской средней школы. Ими было собрано 625 рублей.
В декабре 1942 года колхозники колхоза «Красное поле» Лопатинского сельсовета за несколько дней собрали на покупку боевого самолёта 180 040 рублей.