Поезд Победы

Поезд Победы. Старый Оскол

Маршрут «Поезд Победы», в рамках акции, поддержанной Фондом Президентских грантов. Лекторий №3 "Старый Оскол"

Старый Оскол

О войне с фашистской Германией население Староосколья узнало в полдень 22 июня 1941 г. и сотни юношей и мужчин к 15.00 уже находились на пунктах формирования.
Спустя несколько часов после начала войны комендант Старооскольского гарнизона издал приказ № 1, согласно которому в связи с введением военного положения граждане привлекались к строительству оборонительных объектов и их охране, созданию, обучению отрядов обороны, подготовке бомбоубежищ и мест для размещения воинских частей. Старооскольский район был определён командованием как территория переформирования частей, понёсших значительные потери в боях. Город служил перевалочным пунктом на пути эвакуации людей и государственного имущества. В городе располагались штаб 40-й армии, политотделы 21-й армии, Курский обком партии. Старооскольцы переселялись в пределы слобод, освобождались многие помещения общественных организаций, культурные учреждения, школьные здания, чтобы разместить прибывающие воинские части.


С 23 июня 1941 г. Курская область объявлялась на военном положении и тем самым определялась круглосуточная работа всех предприятий города. На территории города и района начали формироваться отряды народного ополчения, истребительный батальон, госпитали и кадровые воинские подразделения. Мобилизация регулярно уменьшала число работающих мужчин их заменяли жены братья, сестры.
После тяжелых кровопролитных боев 24 октября наши войска оставили Белгород, в ноябре Курск, гитлеровцы захватили территории Белгородского, Борисовского, Гайворонского, Ивнянского, Красногвардейского, Ракитянского, Тамаровского, а также часть Прохоровского и Шебекинского районов. Ценой больших потерь врага удалось остановить на рубеже Северского Донца и фронт временно стабилизировался. Одновременно продолжались большие оборонительные работы.



В мощный узел обороны был превращен и сам город. Во-первых, были построены баррикады из бочек, ящиков, мешков с песком по улице Интернациональная, Комсомольская, Октябрьская, Садовая и Кирова. Началось сооружение огневых точек, вырыт противотанковый ров и всего с помощью жителей в городе и разных точек района было построено 3136 фортификационных сооружений, открыто свыше 300 км траншей и ходов сообщения.
Утром 3 июля 1942 г. в город вошли передовые части противника, а под городом продолжалась героическая борьба воинов 40 и 21-й армий, которые с боями отходили на восток. В течение недели гремели бои вокруг Старого Оскола. Благодаря их упорству враг не смог отвлечь многие части на взятие Воронежа и форсирование Дона. Своими жизнями воины 6, 45, 8, 62, 227, 212, 297-й и других стрелковых дивизий сдерживали наступление врага. Советские бойцы дорожили честью своих подразделений и ни одно знамя, сражавшихся под Старым Осколом воинских формирований, не попало в руки врага. Дорого достался фашистам небольшой Старооскольский край и маленький городок.
С 3 июля 1942 г. по 5 февраля 1943 г. территория района и города находились в зоне оккупации. За эти 7 месяцев нашему краю был нанесен большой урон. Большое количество зданий промышленных предприятий было уничтожено вражеской авиацией во время оборонительных боев. Более 2 тыс. парней и девушек в возрасте от 15 до 18 лет были угнаны в Германию, свыше 300 жителей повешены и расстреляны, около 200 человек получили увечья. Во время оккупации действовал партизанский отряд и в самом городе разведывательная группа.



С 2 июля 1942 года по по 5 февраля 1943 года Старый Оскол находился в оккупации. 2737 парней и девушек были угнаны в Германию, 506 человек замучены, повешены, расстреляны.

Освобождение Староосколья началось со второй половины января 1943 г., ибо к этому времени сложилась благоприятная обстановка для наступательной операции. Победа советских войск под Сталинградом, разгром на Среднем Дону оперативной группировки гитлеровцев "Холидт" и 8-й итальянской армии, а позднее Острогожске, Россошанская наступательная операция позволили нашим войскам выйти широким фронтом к реке Оскол.


Наступление началось 24 января 1943 г. ударом 4-го танкового корпуса с Юга-Востока на Касторное и танковых частей 13-й армии с севера. К утру 23 января танкисты вместе с десантом ворвались в Касторное, завершив тем самым окружение частей 2-й немецкой армии. 6 января части 107-й стрелковой дивизии под командованием полковника П.М. Бежко после тяжелого марша от Острогожска развернувшись на рубеже Ново-Кладовое-Котово-Незнамово, повели наступление на Старый Оскол. Завязались тяжелые бои и особенно в районе канатной фабрики.
Но 2 февраля 1943 г. положение наших войск наступающих на город осложнилось. Прорававшаяся группировка генерала Гольвицера, численостью около 15 тыс. человек, нанесла сильный удар по порядкам 25 гвардейской дивизии севернее Старого Оскола. Сильно поредевшая в предыдущих боях дивизия генерала Шафороненко не смогла сдержать натиска превосходящих сил противника. Понеся большие потери, группировка врага при поддержке окруженных войск в самом городе, прорвалась через боевые порядки 303-й стрелковой дивизии в районе канатной фабрики и соединилась с 26-й немецкой пехотной дивизией и гарнизоном города. Под прикритием сильных арьергардов группа Гольвицера стала прорываться на запад, в сторону Мантурова. С юго-запада в это время наступали части 340-й стрелковой дивизии генерала С.С. Мартиросяна . Полки этой дивизии освободили несколько сел района и завязали бои у слобод Стрелецкая и Ямская. Здесь в упорных боях погибли сотни солдат и офицеров. 
Под командованием полковника А. Ю. Новакова 116-я отдельная танковая бригада прорвала на Дону линию обороны и пройдя по тылам противника 21 января овладела селом Городище, а 22 января станцией Голофеевка, перерезав коммуникации врага. В течение 5 дней танкисты при поддержке 6, 8-й отдельных лыжных бригад и 1-го батальона 81-го гвардейского стрелкового полка 25-й дивизии вели бои на удержание Голофеевки и продвигались вперед к Старому Осколу.
По пути было освобождено село Верхнее Атаманское 8-й лыжной бригадой, а 6-й бригадой - села Сорокино и Соковое. Был получен приказ предотвратить прорыв группировки вражеских войск из Старого Оскола в районе слободы Казацкая и лыжники 6-й бригады быстро пошли к городу.
Части поддержки - артиллеристы, минометчики, не успели вовремя поддержать темп лыжников и намного отстали (зима 1942 -1943 гг. была очень снежной). Атакующих бойцов встретил шквальный артиллерийский и минометный огонь, с аэродромов поднялись немецкие самолеты, залегающие вдоль железнодорож-ного полотна вражеские пулеметчики открыли фронтальный и фланговый огонь и атака лыжников захлебнулась. Участок, занимаемый бригадой обстреливался и днем и ночью при свете ракет различного назначения, в том числе и сбрасываемых с парашютов. Нельзя было шевельнуться, ибо беспрерывно работали снайперы. Когда подошли части усиления, в живых осталось меньше половины бойцов (в Казацкой слободе было захоронено 222 человека).


При поддержке 28 и 29-й минометных бригад и 203-й ночной ближнебомбандировочной дивизии, утром 5 февраля 1943 г. бойцы 340 и 107-й стрелковых дивизии решительным штурмом овладели городом.
После освобождения Старый Оскол стал одним из главных тыловых опорных пунктов для предстоящей битвы на Курской дуге и освобождения Белгорода и Харькова. Город, практически полностью разрушенный, жители которого перенесли все тяготы оккупации, вновь стал прифронтовым — принимал раненых, выпекал хлеб для фронта, строил оборонительные сооружения, был пунктом переформирования частей.
8 июня 1943 года вышло Постановление Государственного комитета обороны о строительстве железнодорожной линии Старый Оскол — Ржава с 15 июня по 15 августа с привлечением к строительству всех сил и материальных ресурсов.
С введением в эксплуатацию этой линии Воронежский фронт получал самостоятельную магистраль, которая выходила на линию Курск — Белгород и на ветку Ржава — Обоянь. Новая трасса освобождала от доставки грузов огромное количество автомашин, которые подвозили всё необходимое к передовой линии фронта за 200—300 км. С вводом в эксплуатацию железной дороги Старый Оскол — Ржава расстояние сокращалось до 150—200 км.
«Дорога Мужества», как её потом назвали, была построена за 32 дня. Всего было уложено 95 километров железнодорожного полотна шириной 5 м, сооружено 10 мостов, построено 56 различных сооружений с подъездными путями. Протяжённость главных и станционных путей составила 164 км, реконструировано 24 км пути.
За проявленное мужество, героизм и боевое мастерство 24 старооскольца удостоены звания Героя Советского Союза, а двое стали полными кавалерами ордена Славы. Многие из старооскольцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, занимали высокие командные посты, их боевые заслуги были оценены Верховным Главнокомандующим.
Старооскольцы внесли весомый вклад в приближение Великой Победы. 22 тысячи из них (включая гражданское население) отдали свои жизни за Родину. На территории города и района находятся 30 братских могил, в том числе 6 — в Старом Осколе. Они хранят останки тысяч известных и безвестных солдат и офицеров Красной Армии, отдавших жизнь за свободу страны.