1. Советская полковая пушка - 76-мм полковая пушка образца 1927 года (индекс ГАУ — 52-П-353) —лёгкое орудие непосредственной поддержки пехоты и кавалерии. Первый крупносерийным образец артиллерийской техники, созданный в СССР. Пушка находилась в серийном производстве с 1928 по 1943 год, принимала активное участие в Великой Отечественной войне. Всего было выпущено около 18 000 орудий этого типа. Полковые пушки, постоянно находившиеся в боевых порядках пехоты и оперативно подавлявшие огневые точки противника, пользовались любовью и уважением - в солдатском лексиконе их называли «полковушками» или «бобиками». Орудие послужило прототипом для создания первых отечественных серийных танковых и самоходных орудий среднего калибра.
2. Советская противотанковая пушка «сорокопятка» 1937 года (53-К) — советское полуавтоматическое противотанковое орудие калибра 45 мм. Использовалась в начальный период Великой отечественной войны. применялось для уничтожения бронированных целей и огневых точек противника прямой наводкой на дальность 1000-1500 м. Для своего времени её бронепробиваемость была вполне адекватной — по нормали на 500 м она пробивала 43-мм броню. Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью, дымовыми и бронебойно-химическими снарядами. В 1942 году в серию поступила модернизация «сорокопятки» пушка М-42 с увеличенной мощностью. Пушка была способна успешно бороться со всеми средними танками вермахта 1942 года. Для борьбы с пехотой орудие снабжалось осколочной гранатой и картечью.
3. Советский тяжёлый мотоцикл М72 с пулемётом Дегтярёва - «Боевой конь» РККА. Он зарекомендовал себя лучшим образом в максимально тяжёлых условиях, и это при том, что он был поставлен на конвейер всего за год. М-72 сыграл огромную роль в ходе войны и, по факту, серьёзно продвинул вперёд мотоциклетную технику в нашей стране. И что бы там не говорили скептики про "бездумное копирование" (его прототип - BMW R-71, в советских документах — К-71), нельзя не оценить тот грандиозный трудовой подвиг, который совершили безымянные рабочие и инженеры, наряду с солдатами приближавшие будущую Победу!
4. Советский реактивный миномёт БМ13 «Катюша»— боевая машина с реактивными снарядами калибра 132 мм, бесствольная пусковая установка на базе грузовика, принятая на вооружение в СССР 21 июня 1941 года. Это было довольно простое оружие, состоявшее из рельсовых направляющих, или скатов, и устройства их наведения — это поворотный и подъёмный механизмы и артиллерийский прицел. БМ-13 не могла похвастаться большой точностью стрельбы, но это компенсировалось дальнобойностью, массовостью и внезапностью поражения. Десятки реактивных снарядов, пролетая более 10 км, разрывались друг за другом менее чем за 10 секунд. А через 5 — 10 минут уже следовал новый запуск. Установки были настолько засекречены, что запрещалось использовать традиционные команды «огонь», «пли» или что-то подобное. Говорят, часто кричали: «Играй!». Первые серийные БМ-13 на шасси машин ЗИС были изготовлены 27 июня 1941 года в Воронеже, на заводе имени Коминтерна. Говорят, это литера «К» (обозначение завода изготовителя) послужила поводом для того, чтобы назвать грозную машину «катюшей». В те же времена пользовалась большой популярностью предвоенная песня Матвея Блантера и Михаила Исаковского «Катюша». По её немудрёному сюжету девушка выходила на высокий берег — «выходила, песню заводила» (вспомним команду «играй!»). Оба факта вместе и помогли дать БМ-13 ласковое имя, которое наводило ужас на вражеские армии. Впрочем, это лишь предположение. Своя история о названии реактивной установки «катюшей» существовала чуть ли в каждом дивизионе. Интересно, что на Западе было и своё название русских боевых машин — «сталинский орган» — из-за внешнего сходства реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и мощного рёва вылетающих из неё снарядов.
5. Советский грузовик ЗИС5 «Захар Иванович» или «трехтонка», настоящий работяга войны советский грузовик грузоподъемностью 3 тонны. Во время ВОВ – один из основных транспортных автомобилей Красной Армии. Производился на Автомобильном заводе имени Сталина с 1933 по 1948 год. Во время ВОВ конструкцию грузовика ЗИС-5 сильно упростили. Для производства кабины использовалось дерево и фанера, а крылья начали гнуть из проката (до войны применялась штамповка). На передних колесах демонтировали тормоза. Демонтировали правую фару. Количество откидывающихся бортов уменьшили до одного. У ЗиСа нет блокировки дифференциала. Да и не больно-то она нужна: шесть цилиндров тянут с самых низких оборотов, и если надеть на задние колёса цепи, то ЗиС на бездорожье способен уделать даже американский Студебекер, не то что Опель Блитц захватчиков. На второй передаче можно не только трогаться, но и ездить на холостых оборотах. Поэтому и родилась легенда о том, как военный шофёр ехал-ехал и уснул за рулём глубокой колее в 12 часов ночи. К пяти утра он проснулся и понял, что ехал всю всё это время – как ЗиС полз по колее на второй передаче, так и полз. Больше похоже на сказку, но чисто теоретически такое возможно, веры в мотор ЗиС-5 у нас не меньше, чем в возможности русской колеи.
Ну, и последняя байка. Говорят, многие водители возили с собой запасные полуоси, привязанные проволокой к раме. Это правда. Их менять приходилось, но это не конструкторская ошибка, а наоборот – мера предосторожности, которая помогала сберечь редуктор заднего моста, который в случае поломки поменять намного сложнее, чем полуось. Кстати, конструкция трансмиссии тоже полностью укладывается в концепцию простоты и надёжности. Тип картера заднего моста ЗиСа-5 часто называют «банджо» – уж больно он похож внешне на этот музыкальный инструмент. Его крышка крепится болтами, снять её легко, а там уже и до полуосей недалеко. Кардан «спайсер-500» вообще был вечным, так же, как и четырёхступенчатая коробка передач без синхронизаторов.
Для военного времени ЗиС-5 был очень неплохой машиной. Ему очень далеко до Студебекера, но иногда ЗиС выигрывал по проходимости, а главное – по крайне наплевательскому отношению к качеству ГСМ. Трофейные ЗиСы охотно использовали и сами немцы, особенно там, где их Блитцы беспомощно тонули в грязи. И какой бы сейчас иногда смешной не казалась конструкция этого грузовика, никогда не стоит забывать, что для многих он навсегда остался Захаром Ивановичем и «машиной-солдатом». И это очень почётно.
6. Советский бронеавтомобиль БА64 — советский лёгкий бронеавтомобиль периода Второй мировой войны. Это первый полноприводный бронеавтомобиль РККА. С апреля 1942 по начало 1946 года, было выпущено 9110 бронеавтомобилей этого типа. БА-64 активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли разведывательных машин, но также и для непосредственной поддержки пехоты в городских условиях. Этому весьма способствовала удачная конструкция пулеметной установки, позволявшая вести огонь с хода по крышам и верхним этажам домов. при общих недостатках (слабое вооружение, тесное боевое отделение), машина все-таки заслужила ни мало лестных эпитетов от бойцов во время Великой Отечественной войны. БА-64 был универсальной бронемашиной, успешно применяемый и как разведчик и как машина поддержки огнем, и как машина сопровождения автоколонн. Сам тот факт, что этот бронеавтомобиль прошел всю войну (чего, например, нельзя сказать даже о легких танках), участвовал в штурме Берлина и оставался на вооружении даже после окончания войны, говорит исключительно в её пользу.
19 июня к 80-летию начала Великой Отечественной войны состоятся мероприятия "Памяти павших" в г. Семилуки. Мероприятия - финальная часть реализации проекта "Поезд Победы" поддержанного Фондом Президентских грантов.
Памятник Просковье Щёголевой возле воинского захоронения № 136 (ул. 35 лет Победы)
10.00 Приветственное слово
10.00-10.30 митинг памяти жертв Великой Отечественной войны
10.30 – салют в честь павших
11.00-16.00 – работа выставки техники и вооружений времён Великой Отечественной
10.00-17.00 – выходы в онлайн(прямой эфир с мест событий в соцсети администрации района и клуба «За Отвагу»)
11.00-16.00 – ЗИС5 с добровольцами клуба «За Отвагу» (10 бойцов в форме РККА и полном снаряжении) выезжают в автопробег по братским могилам Семилукского района
1. Братская могила № 287, г. Семилуки, ул. 8 Марта, 10 (захоронено 71 чел., дата - 01.1943)
2. Братская могила № 288, г. Семилуки, пос. Новый, ул. Займище, 45
3. Братская могила № 289, село Девица, ул. Щеголева (Захоронено всего - 102 чел. Известных - 54 чел. Неизвестных - 48 чел. Дата – 01.1943)
4. Братская могила № 455, село, Девица, пос. Орлов Лог, ул. Шахтерская, 17 Б
Выставка вооружений и техники времён Великой Отечественной войны:
1. Советская полковая пушка
2. Советская противотанковая пушка «сорокопятка»
3. Советский тяжёлый мотоцикл М72 с пулемётом Дегтярёва
4. Советский реактивный миномёт БМ13 «Катюша»
5. Советский грузовик ЗИС5
6. Советский бронеавтомобиль БА64
7. Стрелковое оружие Красной Армии
8. Станковые пулемёты РККА