Партизанская деревня часть вторая

Studebaker US6

Studebaker US6

Легендарный танк Т-34 не раз был увековечен в виде памятника. Но не меньшей чести достоин так полюбившийся нашим военным шоферам «Студебекер-US6». Именно эта модель стала самой массовой за все время поставок по программе ленд-лиз. К нам в страну было привезёно порядка 200 тысяч грузовиков.
Чаще всего студеры применяли в качестве буксировщиков для орудий калибром до 150 мм. Использовались для транспортировки грузов, перевозки личного состава, и даже в качестве базы для гвардейских миномётов катюша.
Грузовики из США трудились и в качестве бензовозов. Устанавливали на них передвижные кузнечно-сварочные, механические, слесарно-инструментальные, авто и электроремонтные мастерские. Кроме этого Студебекеры оснащали коротковолновыми радиостанция и, что бы обеспечить связь войск со штабом.
К недостатки машины можно отнести требовательность к качеству смазки и топлива. Наши ЗИСы и ГАЗы были куда более неприхотливыми.
Зато заокеанский грузовик легко делал наши аналоги по комфорту. Его цельнометаллическая кабина считалась просто образцом функциональности и простора. Кроме этого кузов был гораздо более удобным, вдоль бортов находились откидные сидения на ножках, а брезентовый верх, плотно закрывал кузов обеспечивая личному составу комфорт, давая возможность как следует отдохнуть во время передислокации.
Кроме того, на завершающем этапе войны в РККА поступили 1 942 Студебекера со специальными военными надстройками, выполненные в основном на шасси US6-U9 с коробкой отбора мощности. Из них основную долю составили 1 022 походные мастерские, смонтированные в стандартизованных деревометаллических кузовах-фургонах ST6 с шестью обрешеченными боковыми окнами. В них обычно размещали специализированные мастерские для ремонта автотракторной и бронетанковой техники, снабженные стационарным и выносным оборудованием с электроприводом от собственной генераторной станции или от внешних источников тока. В их число входили механические мастерские М16А и М16В, слесарно-механическая М8А, кузнечно-сварочная М12 и электроремонтная М18, а также мастерская для ремонта легкого вооружения М7.
В ходе войны при полном отсутствии отечественных аналогов автомобили Studebaker US6 послужили мобильной базой нового особо мощного советского вооружения и одновременно совершенно неожиданно стали неиссякаемым дармовым источником для подражания и копирования при разработке перспективных советских полноприводных армейских грузовиков.
Мелкое заимствование началось в самый разгар войны, когда опытный полугусеничный тягач ЗИС-42М получил демультипликатор от Студебекера, а затем его кабина перекочевала на перспективный вездеход ГАЗ-63, который стал похож на американский прообраз с отрезанным задним мостом. После войны эту кабину смонтировали также на опытном полугусеничном шасси Московского автозавода.
Важнейшим же предназначением автомобилей Studebaker US6 считается установка на них всех вариантов систем залпового огня, известных как Катюша. Без них абсолютно точно Великая Отечественная война пошла бы совсем по другому руслу.